Тесты для родителей

 

Методика "Изучение новой внутренней позиции"

 

Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.

Описание:
Данная методика изучает отношение детей к учебе.

Под отношением к школе понимается представление о школе, которое вызывается необходимостью учиться.

Эксперимент проводится индивидуально с детьми 6-7 лет в форме беседы лОб отношении к школе и учению╗.

Инструкция:

Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает, нравится ли ему в школе (для воспитанников детского сада - хочет ли он пойти в школу). В зависимости от ответа задают первый вопрос:

1. Что тебе в школе нравится (не нравится) больше всего? Что для тебя самое интересное, привлекательное, любимое в школе?

Далее экспериментатор говорит: лЯ буду рассказывать маленькие истории про тебя самого, но только не о том, что с тобой уже бывало, а что могло бы случиться. А ты будешь мне говорить, что бы ты сделал или сказал, если бы такая история произошла с тобой╗.

2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: лТы у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя отпустили на месяц, на полгода или на год. Хочешь?╗ (У воспитанника детского сада спрашивают, не хочет ли он отложить поступление в школу.) Что ты ответишь маме?

3. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась тебя и поступила по-своему), договорилась и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал ты утром, позавтракал, в школу идти не надо, делай что хочешь... Что бы ты стал делать, чем заниматься в то время, когда другие ребята в школе?

4. Представь, что есть две школы — школа лА╗ и школа лБ╗. В школе лА╗ расписание уроков в 1-м классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения и математики, а рисование, музыка и физкультура редко, не чаще раза в неделю. А в школе лВ╗ все наоборот: ежедневно физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика по одному разу в неделю. В какой школе тебе хотелось бы учиться?

5. Представь, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит ни в 1 -и класс, ни в детский сад. Он тебя спрашивает: лЧто надо делать, чтобы хорошо приготовиться к 1-му классу?╗ Что ты ему посоветуешь?

6. Представь, что тебе предложили учиться так: ты не должен ходить каждый день в школу, а, наоборот, к тебе ежедневно будет приходить учительница и заниматься с тобой одним всем, чему учат в школе. Ты бы согласился заниматься дома?

7. В школе лА╗ от первоклассников строго требуют внимательно слушать учительницу и делать все так, как она велит: не разговаривать на уроках, поднимать руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе лБ╗ не делают замечание, если ты встанешь во время урока, о чем-то поговоришь с соседом или выйдешь из класса без спроса. В какой школе тебе хотелось бы учиться?

8. Представь себе, что в какой-то день ты очень хорошо, старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: "Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я даже хочу наградить тебя за такое хорошее учение╗. Выбирай сам: дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить.

9. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: лМы можем пригласить к вам другую учительницу на это время или попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы╗. Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или ее заменили мамы?

Обработка данных:
 

Первичные данные получаются в виде устных ответов.

Показателями новой внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту являются:

  • положительное отношение к поступлению в школу, пребыванию в ней, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни;
  • особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;
  • отказ от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения;
  • признание авторитета учителя.

Каждый ответ оценивают как лшкольный╗ вариант или лдошкольный╗ вариант.

Вопросы лшкольного╗ варианта определяют следующим образом:

1. Общее отношение к школе и учению:

  • Положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе (отказ от предполагаемого отпуска или отсрочки).
  • Наличие школьно-учебной ориентации в ситуации необязательного посещения школы (чувство необходимости учения).

2 Ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий:

  • Отказ от школы, лишенной школьно-учебного содержания (школы, в которой занятия грамоте и счету заменены уроками художественно-физкультурного цикла).
  • Предпочтение уроков грамоты и счета лдошкольным╗ видам деятельности (рисование, пение, физкультура, труд) и прочему времяпрепровождению в школе (игры на переменах, обед, прогулка и т.д.).
  • Содержательное представление о подготовке к школе.

3. Ориентация на новые, собственно школьные нормы организации деятельности:

  • Предпочтение коллективных классных занятий индивидуальной форме обучения.
  • Предпочтение школы, в которой соблюдение правил школьной дисциплины является обязательным.
  • Предпочтение отметки как формы учебной работы другим видам поощрения (сладости, игрушки).

4. Признание авторитета учителя (несогласие на замену его родителями).

Интерпретация полученных результатов:

лДошкольный╗ вариант противоположен лшкольному╗. Количественные результаты оформляют в таблицу. Делают выводы о возрастных изменениях в сформированности новой внутренней позиции школьника у детей 6-7 лет, об изменениях, происходящих в течение учебного года. Специально рассматривают причины несформированности позиции у отдельных детей.

Возраст детей
Время опроса
Элемент внутренней позиции
I
II
III
IV
1
2
1
2
3
1
2
3
6 лет
Начало года
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Конец года
 
 
 
 
 
 
 
 
 
7 лет
Начало года
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Конец года
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

    ИП Пиховкина Н.В. ОГРН 309619116700043 ;психолог -консультант, детский психолог , семинары, тренинги, консультации для родителей

Hosted by uCoz