Тесты для родителей

 

Методика "Оценка школьной мотивации"

 

Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.

Описание:
Данная методика измеряет отношение детей к школе.

Под отношением детей к школе понимается их представление о возможных результатах их нахождения в школе, включая результаты учебного процесса.

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые им подходят.

2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам. Экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы. Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, но такой способ анкетирования затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.

Инструкция:

Выберите подходящий для Вас вариант ответа.

Тестовое задание:
 

1. Тебе нравится в школе или не очень?

• не очень;
• нравится;
• не нравится.

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

• чаще хочется остаться дома;
• бывает по-разному;
• иду с радостью.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

• не знаю;
• остался бы дома;
• пошел бы в школу.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

• не нравится;
• бывает по-разному;
• нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

• хотел бы;
• не хотел бы;
• не знаю.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

• не знаю;
• не хотел бы;
• хотел бы.

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

• часто;
• редко;
• не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгой учитель?

• точно не знаю;
• хотел бы;
• не хотел бы.

9. У тебя в классе много друзей?

• мало;
• много;
• нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

• нравятся;
• не очень;
• не нравятся.
 

Обработка результатов теста:
 

В каком виде получаются первичные данные?

Первичные данные представляют собой отмеченные ответы на вопросы, предложенные в виде шкалы.

Обработка первичных данных:

Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ:

№ вопроса
Оценка за 1 ответ
Оценка за 2 ответ
Оценка за 3 ответ
1
1
3
0
2
0
1
3
3
1
0
3
4
3
1
0
5
0
3
1
6
1
3
0
7
3
1
0
8
1
0
3
9
1
3
0
10
3
1
0

Интерпретация полученных результатов:
 

Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

• ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
• нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
• ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.

Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента и установлены 5 основных уровней школьной мотивации:

1. 25—30 баллов (максимально высокий уровень) — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

2. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. 15—19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше вне учебных сторон.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

4. 10—14 баллов — низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Все эти количественные оценки сопоставлялись с другими показателями психического развития ребенка, а также сравнивались с такими объективными показателями, как: успеваемость по различным предметам, положение ребенка в группе и особенности его взаимоотношений с детьми и педагогом, поведенческие характеристики, динамика состояния здоровья и прочее. Подобное сопоставление позволило выделить указанные пять групп школьников.

 

 

    ИП Пиховкина Н.В. ОГРН 309619116700043 ;психолог -консультант, детский психолог , семинары, тренинги, консультации для родителей

Hosted by uCoz