Статьи

 

 " Первый раз в первый класс"

                                                                                                                     14.08.2010

        

     Скоро 1 сентября. Многие дети и родители ждут этой даты с волнением и нетерпением. Потому что для них с этого дня начнется новая ступень жизни на долгие годы связанная со школой. И хотя времени осталось совсем мало о том, как же все-таки правильно подготовиться к такому важному событию и на что обратить внимание в первую очередь, наш разговор.

 - С какого возраста возможно обучение ребенка в школе?Первоклассник

Согласно закону об образовании обучаться в массовой школе ребенок может с 6,5 лет. Именно этот возраст считается наиболее благоприятным для начала систематических занятий. С одной стороны физически и интеллектуально ребенок уже готов к овладению сложными навыками чтения, письма, счета, с другой он обладает такими качествами как гибкость мышления, восприимчивость к новой информации, искреннее желание учиться. Однако в настоящее время многие педагоги и психологи рекомендуют родителям не спешить превращать своего малыша в ученика, и если есть возможность то лучше все-таки предоставить ему еще время для роста, развития и подготовки к школьному обучению. Особенно это касается детей, имеющих проблемы со здоровьем, а также мальчиков, которые в отличие от девочек в физиологическом и эмоциональном плане созревают позже. В любом случае выбор остается за родителями.

- Обязательно ли будущему первокласснику посещать детский сад?

В отличие от общего среднего образования посещение дошкольных учреждений в нашей стране не является обязательным, и, разумеется, ребенка примут в школу не зависимо от того, посещал ли он детский сад, ходил ли на специально организованные подготовительные курсы. Однако следует заметить, что в большинстве случаев детки, которые пришли в школу из детского сада легче в отличие от их домашних сверстников, привыкают к новым для них условиям.

И дело тут даже не в том, что в группах детского сада, которые, кстати, так и называются – подготовительные, детей целенаправленно готовят к поступлению в школу. А скорее в том, что ребенок, посещающий или посещавший образовательное учреждение, уже обладает кое-каким опытом. Он имеет представление о существовании основных режимных моментов, способен подчиняться установленным правилам и нормам, обладает навыками общения с посторонними взрослыми, а самое главное умеет устанавливать и поддерживать контакты со сверстниками, проще говоря, умеет общаться с детьми, что, безусловно, является очень важным условием успешной адаптации к школе. Ни в коем случае не хочу пугать родителей, чей малыш не посещал дошкольного учреждения, просто советую им при подготовке ребенка к школе обратить внимание на формирование и развитие у него таких навыков как умение соблюдать правила, находить общий язык с другими детьми, слушать и выполнять инструкции взрослых, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома.

- Что должен знать и уметь ребенок, собирающийся в школу?

Очень хороший вопрос. Многие взрослые считают, что для того чтобы подготовить ребенка к школе надо обязательно научить его, по крайней мере, читать и считать, а лучше еще и писать печатными буквами, и очень переживают, если их чадо всего этого не умеет или выполняет не очень хорошо. На самом деле владение дошкольником навыками чтения или письма не является определяющим для успешной школьной адаптации или высоких результатов в учебе. Приведу цитату известного психолога Венгера Л.А. - Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. То есть быть готовым внимательно слушать, следить за действиями и словами учителя, сосредотачивать внимание на выполнении заданий, адекватно воспринимать допущенные ошибки и относиться к ним как к естественному результату своего труда.

Готовность к школьному обучению понятие психолого-педагогическое. Оно означает, что физическое, психологическое и социальное развитие ребенка соответствует современным педагогическим требованиям. И включает в себя несколько компонентов, а именно: физиологическую готовность, психологическую готовность и социальную готовность. Для успешного обучения все эти компоненты должны быть сформированы гармонично.

Под физиологической готовностью понимают общее физическое развитие дошкольника. Рост, вес, состояние зрения, слуха, нервной системы, иммунитета, развитие мелкой моторики рук, речи – вот важные показатели физического здоровья ребенка, которые должны соответствовать возрастным нормам, и учитываться при поступлении в школу.

Психологическая готовность включает в себя соответствующий уровень развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, наличие способности к самостоятельной деятельности, положительное отношение к школе и достаточный уровень самоконтроля.

Социальная готовность подразумевает наличие умений общения и взаимодействия со своими сверстниками и взрослыми, возможность и желание ребенка стать взрослым, принять статус ученика.

- Сейчас во многих школах проводиться психологическое тестирование готовности детей к школе, многих родителей это настораживает, заставляет переживать, а не повлияют ли результаты тестов на прием ребенка в школу или дальнейшее отношение к нему учителя. Является ли данная процедура необходимой и какова ее цель.

- Сегодня практически в каждой школе есть психолог.  И везде где работает данный специалист, обязательно проводится психологическое тестирование школьной зрелости поступающих в школу первоклассников. Результаты тестов ни в коем случае не являются основанием для отказа в приеме ребенка в учебное заведение. Диагностика носит профилактический характер и позволяет определить уровень развития необходимых для успешного обучения навыков имеющихся у ребенка, дает возможность психологу и педагогу выработать индивидуальный подход к каждому малышу, способствует своевременному обращению внимания и учителя и родителей на слабые и сильные стороны личности ребенка. Психологическое тестирование может быть групповым или индивидуальным, но в любом случае оно должно проводиться с согласия или в присутствии родителей, а его результаты носить конфиденциальный характер. Кроме того, родители должны знать, зачем проводиться то или иное исследование, и естественно они могут от него отказаться. Но это случается достаточно редко. Потому что в обязанности психолога входит не только работа с детьми, но также работа с родителями и педагогами. И только установив доброжелательные и конструктивные отношения, как с родителями, так и с учителями психолог сможет работать эффективно. Поэтому он старается поддерживать тесный контакт с родителями, стремиться к взаимопониманию, ведь по идее цели его работы должны отвечать целям и потребностям родителей, заинтересованных в том, что бы их ребенок справлялся с учебной нагрузкой, добивался положительных результатов и чувствовал себя в школе комфортно.

- А могут ли родители сами определить готов ли их ребенок к школьной жизни?

- Конечно. Внимательные заинтересованные родители могут провести так называемую самодиагностику и понять, какие качества достаточно сформированы у малыша, а над формированием каких надо специально поработать. В настоящее время существует много специальной литературы для родителей, необходимый материал можно без труда найти в Интернете.

- Могут ли родители помочь своему ребенку привыкнуть к условиям обучения в школе?

-Не только могут, но и, на мой взгляд, это их прямая обязанность. Кто в первую очередь, как ни мама с папой должны быть заинтересованы в благополучии и успехе своего ребенка. Соблюдая несложные рекомендации, родители не только помогут своему сыну или дочери справиться со сложностями на первых порах, но и станут надежными помощниками в достижении положительных стабильных результатов на протяжении многих учебных лет.

Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником. Искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Обсуждайте с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе, объясняйте их необходимость и целесообразность. Помогайте ребенку привыкать к мысли, что когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. Поддерживайте тесный контакт с учителем, уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Учение – это нелегкий и ответственный труд.

Впереди еще много трудностей, проблем, с которыми ребенку легче будет справиться, чувствуя любовь и поддержку родителей.

Желаю всем родителям школьников терпения, мудрости и возможности чаще гордиться успехами своих детей.


 


 

Пиховкина Надежда, психолог -консультант, Ростов- на -Дону, Каменск-Шахтинский и Ростовская область, семинары, тренинги, консультации

Hosted by uCoz