Психологическая помощь , семинары и тренинги в Ростовской области.
paradny@yandex.ru
т. 8 928 124 29 12
Методика "Изучение новой внутренней позиции"
Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.
Описание:
Данная методика изучает отношение детей к учебе.
Под отношением к школе понимается представление о школе, которое вызывается
необходимостью учиться.
Эксперимент проводится индивидуально с детьми 6-7 лет в форме беседы лОб
отношении к школе и учению╗.
Инструкция:
Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает, нравится ли ему в школе (для воспитанников детского сада - хочет ли он пойти в школу). В зависимости от ответа задают первый вопрос:
1. Что тебе в школе нравится (не нравится) больше всего? Что для тебя самое интересное, привлекательное, любимое в школе?
Далее экспериментатор говорит: лЯ буду рассказывать маленькие истории про тебя самого, но только не о том, что с тобой уже бывало, а что могло бы случиться. А ты будешь мне говорить, что бы ты сделал или сказал, если бы такая история произошла с тобой╗.
2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: лТы у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя отпустили на месяц, на полгода или на год. Хочешь?╗ (У воспитанника детского сада спрашивают, не хочет ли он отложить поступление в школу.) Что ты ответишь маме?
3. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась тебя и поступила по-своему), договорилась и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал ты утром, позавтракал, в школу идти не надо, делай что хочешь... Что бы ты стал делать, чем заниматься в то время, когда другие ребята в школе?
4. Представь, что есть две школы — школа лА╗ и школа лБ╗. В школе лА╗ расписание уроков в 1-м классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения и математики, а рисование, музыка и физкультура редко, не чаще раза в неделю. А в школе лВ╗ все наоборот: ежедневно физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика по одному разу в неделю. В какой школе тебе хотелось бы учиться?
5. Представь, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит ни в 1 -и класс, ни в детский сад. Он тебя спрашивает: лЧто надо делать, чтобы хорошо приготовиться к 1-му классу?╗ Что ты ему посоветуешь?
6. Представь, что тебе предложили учиться так: ты не должен ходить каждый день в школу, а, наоборот, к тебе ежедневно будет приходить учительница и заниматься с тобой одним всем, чему учат в школе. Ты бы согласился заниматься дома?
7. В школе лА╗ от первоклассников строго требуют внимательно слушать учительницу и делать все так, как она велит: не разговаривать на уроках, поднимать руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе лБ╗ не делают замечание, если ты встанешь во время урока, о чем-то поговоришь с соседом или выйдешь из класса без спроса. В какой школе тебе хотелось бы учиться?
8. Представь себе, что в какой-то день ты очень хорошо, старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: "Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я даже хочу наградить тебя за такое хорошее учение╗. Выбирай сам: дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить.
9. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: лМы можем пригласить к вам другую учительницу на это время или попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы╗. Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или ее заменили мамы?
Обработка данных:
Первичные данные получаются в виде устных ответов.
Показателями новой внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему
школьному возрасту являются:
Каждый ответ оценивают как лшкольный╗ вариант или лдошкольный╗ вариант.
Вопросы лшкольного╗ варианта определяют следующим образом:
1. Общее отношение к школе и учению:
2 Ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий:
3. Ориентация на новые, собственно школьные нормы организации деятельности:
4. Признание авторитета учителя (несогласие на замену его родителями).
Интерпретация полученных результатов:
лДошкольный╗ вариант противоположен лшкольному╗. Количественные результаты оформляют в таблицу. Делают выводы о возрастных изменениях в сформированности новой внутренней позиции школьника у детей 6-7 лет, об изменениях, происходящих в течение учебного года. Специально рассматривают причины несформированности позиции у отдельных детей.
Возраст детей
|
Время опроса
|
Элемент внутренней позиции
|
||||||||
I
|
II
|
III
|
IV
|
|||||||
1
|
2
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
|||
6 лет
|
Начало года
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конец года
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 лет
|
Начало года
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конец года
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИП Пиховкина Н.В. ОГРН 309619116700043 ;психолог -консультант, детский психолог , семинары, тренинги, консультации для родителей